ПриватБанк выделяется на фоне остальных не только размером активов,
но и подходом к развитию дистанционных каналов. За год банк
разрабатывает и внедряет несколько десятков решений, финансовых
сервисов, мобильных приложений, намного опережая конкурентов и
потребительский спрос. Из последних разработок – доступ к интернет-банку
с помощью Google Glass, несмотря на то что сам девайс еще не получил
широкого распространения. О том, зачем это нужно, рассказал Александр
Витязь, заместитель председателя правления, руководитель Центра
электронного бизнеса ПриватБанка.
Как в ПриватБанке осуществляется управление инновациями: от появления идеи до реализации? Очень просто: берем на работу умных и энергичных людей и (почти) не мешаем им работать. Я имею ввиду, есть ли какая-то стратегия инновационного развития? Есть,
стратегия эта называется капитализм. Стратегия – у вас в Сколково, а у
нас – правильные условия. Умные люди в правильной среде рожают
супер-проекты. Наша стратегия в том, чтобы создать для них условия. То есть все инициативы поступают снизу? Нет
конечно, и сверху, и сбоку: от сотрудников, клиентов, менеджеров,
партнеров – пылесосим все, что можно. Нет никакой волшебной пули или
секретного учебника, «простая» открытость и наблюдательность. По какому принципу вы отбираете проекты для реализации? Я
свои сочиняю и отбираю сам по принципу необходимости и возможности
реализации, у коллег – аналогично. Со всего банка идеи собираются более
формально: есть специальный сайт-форум, там люди предлагают, голосуют, а
модераторы отбирают лучшие предложения, которые потом обсуждаются на
совещаниях или сразу внедряются, если вещь очевидная. Складывается ощущение, что банк бежит впереди паровоза. Почему вам важно первыми внедрять что-то новое? Бежит.
Это генетика Приватбанка. У нас нигде на записано, что мы должны
внедрять что-то первыми. Миссия ЦЭБ – обеспечить технологическое
преимущество банку, миссия депозитчиков – сделать банк самым
депозитным, кредитчиков – самым кредитным и т.д. Не банк, а олимпийская
сборная получается. Нам важно быть лидерами во всем, чем мы занимаемся,
иначе какой смысл? Зачем банку несколько десятков мобильных приложений? Нельзя их объединить в один мобильный банк? Много
приложений – это проявление того, что все подразделения банка являются
ИТ, то есть это нормально. Удачные функции мигрируют в большое
приложение Приват24. Например: музыка, бензин, электронное меню – все
это раньше были отдельные приложения, а теперь часть большого Приват24.
Не бывает одной универсальной мегапрограммы. Моноприложения – это
просто формат тестирования спроса на конкретную функцию. Если спрос
массовый, функция переезжает в гипермаркет. Нет – остается в бутике.
Я надеюсь, что вы проводите какие-то исследования спроса. Население как это все воспринимает? Исследования
спроса инноваторам не нужны. Вы же знаете это изречение Форда-Джобса и
всех остальных Великих? Спрос надо формировать. Население
нормально все воспринимает, ну или не воспринимает :-). Конечно,
используем опросы и другие инструменты исследований и до запуска, и
после, но результаты исследований – это часть принятия решения, а не
приговор. Каким своим изобретением вы больше всего гордитесь? Cтратегически
и экономически самое важное – это привязка карты к номеру телефона и
динамический смс-пароль. Создано в 1999, кстати; российские коллеги
начали это внедрять аж в 2007 году. А то, что вдохновляет сегодня, вы
увидите завтра.
Google Glass в банкинге? Нет, это простой проект. К очкам в Приватбанке все готово уже два года. Мы уже подумываем о Google lens. А
какой смысл в этом решении, если очки нельзя будет использовать? Они
запрещены на территории России и Украины и ряда других стран, как
шпионские устройства. На кого рассчитано ваше решение для этого гаджета? Мы
присутствуем в 12 странах. Если нельзя за железным занавесом, значит, в
Европе будем внедрять. Но я думаю, что разрешат очки – правильная
технология все сломает, как тот же скайп. Плюс прецедент как раз хороший
есть: те же видеорегистраторы разрешены. Как проходят тестовые испытания? Отлично. Вся логика в бэке, а не в очках. То есть это не полноценная разработка с нуля, а скорее доводка под новый интерфейс. Вы стремитесь сделать решение под любое устройство? Нет, только под интересные и массовые.
Я стремлюсь убить NFC, потому что он дорогой и архитектура, мягко
говоря, тяжелая. На NFC потрачены десятки миллиардов, и результат пока
не вдохновляет.
Возможно, если бы Visa/MC на старте озаботились
созданием глобальных TSM, сделали это частью своих услуг, не
фокусировались на sim, а больше работали с производителями телефонов, то
мы бы сегодня видели более впечатляющие результаты. На самом деле все
еще хуже, я каждый раз не понимаю, зачем сначала «машу» смартфоном, а
потом ввожу пин-код в терминале. Что по Вашему достойная альтернатива? QR-коды как промежуточный вариант, и платежи «приложение-приложение» как финальный. Оба варианта мы запустили и развиваем.
Что такое «приложение-приложение»? Это
когда одно приложение общается с другим приложением напрямую без
интерфейсов-посредников вроде POS-терминалов или NFC. Это принцип бритвы
Оккама в действии и смерть лишних железок. Для того чтобы расчитаться
при помощи смартфона в супермаркете, сегодня не нужен ни POS-терминал,
ни NFC, достаточно стандартного кассового оборудования. Подключаешься к
нашему API, и вот он вожделенный бесконтакт. Какой процент клиентов Приватбанка использует дистанционные каналы? QR-кодами
в Украине пользуются в 5 раз чаще, чем NFC. При несопоставимых
инвестициях в обе технологии, ситуация явно не в пользу NFC. Приват24
в Украине использует уже более 50% наших клиентов физлиц, СМС-банк
– 70%, приложение «смарт» – 10%. Сегодня «смарт» – самый быстрорастущий
канал. Почему банк не откажется от сети отделений? Пока рано отказываться. Всему свое время. В Европе учимся работать без отделений. У
вас есть возможность сравнить потребительское поведение клиентов в
разных странах, где использование мобильных телефонов в платежах больше
развито и почему? Могу сказать, где меньше – в Грузии. Но там потихоньку раскачиваются. Хорошо. Лучшее решение вы назвали, а какой самый большой провал был за эти годы? Я
назвал не лучшее решение, а самое на сегодня влиятельное. Термина
«провал» у нас нет, есть проекты, которые были запущены или рано, или не
в том месте, или не с теми людьми. Скажу по своим проектам: абсолютно
все решения, которые не вылились в самостоятельные проекты, используются
в более удачливых проектах/продуктах. Закрытых проектов я не припомню,
отложенные есть. То есть все человеко-часы, потраченные на разработку,
используются в виде опыта и кода. Например, сейчас у меня на первом
месте проект, отложенный четыре года назад. Но завтра он, конечно, все
вокруг изменит :-). Может, уже кто-то это реализовал? Зачем бы я на это тратил время? На кого вы ориентируетесь? С кем конкурируете? Все
на кого-то ориентируется, в этом суть работы мозга человека –
зеркальные нейроны и все такое. Симпатизирую Wells Fargo и Western Union
– компании с традициями, они пережили все кризисы и очень активно
становятся технологическими компаниями. Как у вас налажено взаимоотношение между бизнесом и IT? У нас другая прадигма: бизнес и есть IT. В стратегии банка записано, что мы технологическая компания. Вы что-нибудь отдаете на аутсорсинг? Нет. Разве что доработки процессинга. Но в основном пытаемся этого избежать. Ключевые процессы аутсорсить нельзя. Какой у вас бюджет на IT? Любой.
Расходы, которые понятны, заранее есть в бюджете. Если появляются новые
потребности, то он расширяется. Это больше похоже на венчурные способы
финансирования. Какие KPI у Центра электронного бизнеса? KPI
самые стандартные и понятные: доля рынка, обороты/транзакции,
количество клиентов, доходы. У нас каждое подразделение отвечает за
продажи, в том числе ЦЭБ. Мы создаем продукты, продаем их и обслуживаем
всех клиентов e-commerce и Приват24. В России Приватбанк не очень заметен. Какие у вас там планы? Над
этим работает очень серьезная команда. Есть сектора, где мы стали очень
заметны уже вчера. Например, siteheart.com – коммуникационная
b2с-платформа №1 в СНГ и Европе, Liqpay – это примеры из сферы
электронной коммерции. Вы одни из первых начали развивать
мобильный эквайринг. Можете подвести какие-то итоги. Насколько
востребована услуга? Получили ли мобильные терминалы широкое
распространение в Украине? Не одни из первых, а
первые в Евразии. В апреле приложение Ipay только на Android Market
перевалило 100 тысяч установок. Сейчас внедряем несколько новых
продуктов и технологий, собираемся увеличить продажи на порядок. А вам нравится что-то из того, что делают ваши коллеги в других банках? Дизайны,
маркетинг – чаще да, чем нет. А вот с технологиями похуже. Что касается
видения, скорости и качества разработки – мы уже далеко ушли. Но все
быстро меняется, к тому же игроки в России очень сильные, и нас это
нереально заводит.
|