Правительству необходимо очистить рынок от контрафактного топлива и
фальсификата, прежде чем повышать акцизы на нефтепродукты. Такое мнение
высказали эксперты и представители общественности.
Как отметил президент Киевского клуба автомобилистов Максим Головин,
"Укравтодор" предлагает удвоить акцизы на основные виды нефтепродуктов, в
то же время, рынок наполнен топливом сомнительного происхождения, от
которого страдает и госбюджет, и автомобилисты. "На многих
заправках продается совсем не то, что декларируется. Проблема – в
недостаточном контроле поставщиков топлива. Нужно ужесточить контроль
качества со стороны государства и общественности", - сказал он.
По данным аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко,
акцизы в Украине намного ниже европейских, есть возможность для их
повышения. Однако, без надлежащего контроля со стороны государства,
повышение лишь подхлестнет поставщиков фальсификата. "В Украине
действительно низкий уровень акцизов на нефтепродукты – у нас есть куда
расти, есть запас прочности. Но вопрос в другом – никто не даст
гарантии, что повышение акциза позволит улучшить качество дорог. Чем
выше цена – тем больше стимулов заниматься "бодягой", а последние три
года со стороны государства никто качество нефтепродуктов не
контролирует", - отметил он. Директор консалтинговой группы "А-95"
Сергей Куюн также считает, что простое повышение акцизов не позволит
наполнить фонд дорожного строительства. "Перед тем, как поднимать
налоги, нужно залатать дыры, которых предостаточно - по итогам 2012 года
Минфин оценил объем теневого рынка нефтепродуктов в более 900 тыс.
тонн. Если просто повысить акцизы, то налоги начнут убегать с бюджета
еще быстрее – если кто-то заработает, то не государство. В то же время
цены вырастут: бензин – на 2 грн/литр, дизель – на 0,5 грн/литр, не
забыли и о сжиженном газе – на 0,2 грн/литр", - сказал эксперт. В
свою очередь, независимый эксперт рынка энергетики Валентин Землянский
отмечает, что повышение акцизов приведет к падению продаж топлива из-за
их низкой покупательной способности украинцев. "Кроме тенизации
рынка мы получим также отток покупателей. Не учитывается также
транспортная составляющая в экономике страны в целом – ведь бензин
заложен в стоимость хлеба, колбасы и т.д. По самым оптимистическим
прогнозам, цены на эти продукты вырастут на 3-4%", - отметил он. По
мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича,
поднятие акцизов на нефтепродукты до президентских выборов 2015 года
маловероятно. "Я уверен, в том виде, в котором постановление о
повышении акцизов появилось, оно принято не будет. Причина – скоро
выборы. Это постановление скорее является "прощупыванием грунта", -
резюмировал эксперт. Как сообщалось, "Укравтодор" инициировал, а
Минфин вынес на рассмотрение Кабинета Министров законопроект об удвоении
акцизного налога на бензин и дизтопливо. Документом предполагается
увеличение акциза на бензин с EUR 198/т до EUR 396/т, а на дизтопливо с
EUR 46-98/т до EUR 92-196/т. Средства, полученные за счет роста ставок акцизного налога, предполагается направить на ремонт дорог.
|