Значение индекса потребительских настроений в октябре 2012 года
выросло на 0,6 пункта, до 82,4. Несколько улучшились инфляционные
ожидания украинцев, однако продолжилось увеличение девальвационных
ожиданий. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских
настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет компания GfK
Ukraine.
Оценка текущего положения осталась почти без изменений и имеет
значение 80,5, что на 0,1 пункта хуже сентябрьского
показателя. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
индекс текущего личного материального положения прибавил 3,2 пункта и составляет 83,7;
индекс целесообразности делать крупные покупки потерял 3,4 пункта и составляет 77,3.
Ожидания относительно развития экономики улучшились на 1,1 пункта до
83,7. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
индекс ожидаемых изменений личного материального положения вырос на 3,5 пункта и составляет 91,5;
индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года улучшился на 2 пункта до значения 78,6;
ожидания развития экономики в ближайшие пять лет снизились на 2,3 пункта до 81.
В октябре несколько улучшились ожидания украинцев относительно
динамики безработицы: соответствующий индекс равняется 126,9, что на 0,4
пункта меньше, чем в сентябре.
Инфляционные ожидания также
улучшились: их значение уменьшилось на 3,4 пункта до 181,8. Однако
углубляется пессимизм украинцев относительно курса гривны в течение
ближайших трех месяцев: индекс девальвационных ожиданий украинцев
ухудшился на 2,9 пункта до 144,9.
Таким образом, в октябре было зафиксировано такие ключевые тенденции:
в октябре возобновился разрыв между индексом текущего положения и
индексом целесообразности делать крупные покупки - отставание второго от
первого снова превысило 6 пунктов. Это произошло на фоне снижения
инфляционных ожиданий до самого низкого уровня с июля 2011 года, но и
параллельного увеличения ожиданий девальвации;
предвыборные инициативы, направленные на самые бедные слои
населения, привели к сближению потребительских настроений граждан с
доходом, ниже среднего, и средним доходом. Если в сентябре индекс
потребительских настроений у граждан со средним доходом превышал
аналогичный показатель для респондентов с доходом ниже среднего на 14
пунктов, то в октябре этот разрыв уменьшился до 2 пунктов. Аналогично
уменьшился и разрыв в потребительских настроениях между наименее
позитивной старшей группой 46-59 и группой среднего возраста 31-45 лет.
«Временный рост благосостояния перед выборами не перевесил все
больших ожиданий финансовой нестабильности, что вылилось в стабильности
потребительских настроений в целом при различных тенденциях в отдельных
группах граждан», - комментируют аналитики GfK Ukraine.
Напомним, в сентябре потребительские настроения украинцев снизились на 4,8 пунктов, до значения 81,8.