Государственная таможенная служба намерена внести в Кабинет
Министров предложения с целью недопущения схем касаемо ордерных
перевозок - если не определен получатель груза, они могут использоваться
для недекларирования товаров и уклонения от уплаты налогов, отмечает
руководитель практики морского права юридической фирмы АНК, адвокат
Артем Волков.
Поскольку таможенная и налоговая служба не имеют возможности
проконтролировать оплату за груз, таким образом из страны выводится
валюта за границу, считают таможенники. Законодательство не
содержит понятия «ордерные перевозки» - скорее всего, речь идет о
практике выдачи так называемых «ордерных коносаментов», пояснил Волков. Напомним,
что Кодекс торгового мореплавания (ст. 138) различает три вида
коносаментов: именной коносамент (с указанием получателя груза);
ордерный коносамент (груз выдается согласно распоряжению (приказу)
отправителя или получателя груза) и коносамент на предъявителя (груз
выдается предъявителю коносамента). Аналогичная классификация
коносаментов содержится, к примеру, и в российском КТМ, однако там прямо
предусмотрено, что ордерный коносамент, не содержащий указания о его
выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным по приказу
отправителя. КТМ Украины не содержит подобного положения, отмечает
юрист, в связи с чем и возникают вопросы, связанные с распоряжением
груза, прибывшему в Украину по коносаменту, где в графе «Получатель»
написано «TO ORDER». Поэтому для «отмены» ордерных коносаментов
потребуются изменения в КТМ, что может сделать только парламент, а
Кабинет Министров может внести в Верховную Раду соответствующий
законопроект. С другой стороны, таможня действительно может
инициировать изменения в подзаконные нормативные акты (включая
собственные приказы и акты Кабмина), которые регулируют порядок
таможенного оформления грузов, усложнив применение ордерных
коносаментов, содержащих оговорку «TO ORDER», отметил Волков.
|