Благодаря принципиальной позиции ассоциации "Украинский
Кредитно-Банковский Союз" Национальный банк все-таки учел предложения
банковского сообщества по либерализации требований по перевозке и
инкассации средств. Это позволит банкам сохранить свои подразделения
инкассации и предотвратить подорожание услуг перевозки ценностей для
бизнеса и населения.
Так, в обнародованном Нацбанком
проекте изменений к Инструкции по организации перевозки валютных
ценностей и инкассации средств в банковских учреждениях (постановление
НБУ от 14.02.07 №45) нашли отражение предложения, предоставленные УКБС
в рамках межведомственной рабочей группы (в состав которой входят
представители НБУ, ГСО, ассоциаций банков). Предусмотрено предоставление
банкам возможности: продолжить использовать до 1 января 2015
оперативный спецтранспорт (приобретенный до вступления в силу настоящего
постановления); самостоятельно определять необходимую меру охраны при
перевозке суммы до 559 тыс. грн.; на собственное усмотрение использовать
или спецустройства, или огнестрельное оружие при перевозке средств
бронированными автомобилями 2-3 класса; увеличить в три раза объем
средств, перевозимых небронированным оперативным автотранспортом с
использованием оружия.
Увеличение максимальных объемов ценностей
(до 3 354 тыс. грн.) для небронированных автомобилей существенно
уменьшит расходы банков на инкассацию собственных отделений и клиентов,
так как, избавит банки от необходимости осуществлять дополнительную
(внеочередную) доставку проинкасованои наличности и доставлять ее
отдельно к каждому отделению/банкомату, а также инкассировать каждую
торговую выручку клиентов отдельно. В результате, сохраняются маршруты
инкассации, клиенты банков не будут вынуждены сдавать выручку
самостоятельно. Это не только уменьшит затраты банковских учреждений, но
и уменьшит риски потери денежных средств предприятиями и организациями.
Продление
срока использования имеющегося спецавтопарка до 2015 года предотвращает
повышение стоимости инкассации, ведь требование использовать для
инкассации только бронированный оперативный транспорт 3 класса защиты
потребует дополнительных капиталовложений в сумме, превышающей 1,5 млрд.
грн. по всей банковской системе. Так, средняя стоимость одного
автомобиля составляет более 500 тыс. грн., а количество инкассаторских
машин в Украине - более 3 тысяч.
«Следует учесть убыточную
деятельность банков в последние годы. Так, по данным НБУ, в течение 2011
г. чистые убытки в объеме 7,7 млрд. грн. получили около 18% от общего
количества действующих банковских учреждений, тогда как за 2010 г.
отрицательный финансовый результат был зафиксирован в 20% учреждений, в
целом по системе убыток превысил 13 млрд. грн. И хотя с января по август
2012 года банки впервые с начала кризиса показали положительный
результат (около 2,9 млрд. грн.), сентябрь вновь стал убыточным (на
сумму свыше 118 млн. грн.), - отметила генеральный директор УКБС Галина
Олифер. - Поэтому учет предложений УКБС относительно ослабления
инкассаторской нормы позволит банкам постепенно привести свой
специализированный автопарк в соответствие с новыми требованиями, не
перекладывая расходы на своих клиентов».