Александр Адарич планирует до конца 2013 года объединить Фидобанк с
Эрсте Банком, чтобы развернуть на их базе розничный бизнес. Сеть из 150
отделений, работающих под брендом Fido, будет продавать не только
традиционные банковские услуги, а онлайн-сервис "Фидомаркет" станет
платформой, на которой Адарич планирует построить крупнейший в Украине
интернет-магазин.
«Это будет некий симбиоз банковской торговой точки, мобильного
оператора и IT-компании», – описывает Адарич отделения нового формата,
которые начнут открываться с осени 2013 года. По его словам, отделения
будут продавать не только банковские продукты: в ассортименте будут
представлены смартфоны, планшеты и услуги мобильных операторов,
упрощающие клиентам работу с Fido онлайн. В 2012 году Адарич, работавший до 2008 года председателем правления УкрСиббанка
Александра Ярославского, приобрел два банка у европейских финансовых
групп, принявших решение об уходе из Украины. С суммарными активами 12,1
млрд гривен Фидобанк (до покупки Адаричем назывался СЕБ Банк) и Эрсте Банк
после объединения могут войти в двадцатку крупнейших банков страны.
Сливать банки, по мнению Адарича, будет несложно, так как они оба
универсальные. Точки Fido должны как можно меньше напоминать
традиционные банковские отделения. Адаричу импонирует концепция
шоу-рума, основная функция которого не продажи или обслуживание, а
продвижение. Львиную долю операций – от денежных переводов до пополнения
счетов и оформления кредитов – банкир хочет проводить онлайн. Все
операции должны быть осуществимы со смартфонов или планшетов. В
сентябре Адарич планирует презентовать новый сервис, который упростит
жизнь его клиентам. Называться он будет «Фидомаркет». На первый взгляд,
ничего революционного – услугу интернет-банкинга предоставляют десятки
украинских банков. Но к концу 2013 года возможности сервиса должны
существенно расшириться. «Это будет интернет-магазин, похожий на Amazon
или другие интернет-магазины, которые продают все, – обещает Адарич. –
На этом ресурсе можно будет, к примеру, выбрать холодильник, взять на
него кредит, оплатить и заказать доставку, не выходя из дома». Конкуренты
относятся к этой идее со скепсисом. «Amazon выходил на прибыль семь
лет, и оказывать банковские услуги не собирается», – говорит бывший
председатель правления крупного банка, просивший не называть его имени в
печати. Основную прибыль от своего «рознично-финансового холдинга»
Адарич планирует получать на банковских комиссионных. «Если банк будет
сосредоточен только на транзакционном бизнесе, тогда есть серьезные
сомнения в его окупаемости, – отмечает его конкурент. – К тому же для
этого придется взимать с клиента слишком высокие комиссионные».
Совладелец Дельта Банка Николай Лагун
обещает с интересом наблюдать за развитием банка Адарича. «К таким
идеям я отношусь с большим скепсисом, но если есть протестированная
бизнес-модель, то не исключаю, что она может выстрелить в Украине», –
допускает банкир. Еще одно серьезное направление, на которое
делает акцент Адарич – электронные деньги. «Мы – эксклюзивный партнер
системы MoneXy», – рассказывает он. Фидобанк эмитирует электронные
деньги, которыми управляет MoneXy. Адарич убеждает руководителей пяти
крупнейших розничных сетей, которые торгуют продуктами и бытовой
техникой, принимать к оплате не только наличные или карточки, но и
электронные деньги. Услугами MoneXy, по данным Института
экономических исследований и политических консультаций, в 2012 году
пользовались 30 000 человек. По словам Адарича, общая клиентская база
Фидобанка и Эрсте Банка составляет 500 тыс. человек, что существенно
расширит возможности MoneXy. «Рынок электронных денег в Украине очень
перспективный, только за 2012 год он вырос на 50%», – поясняет
управляющий директор инвесткомпании Jaspen capital partners Максим
Корецкий. От розничного кредитования Fido не откажется. Но
проверять клиента и устанавливать кредитные лимиты банк будет не по
традиционной схеме – основываясь на его доходах, а наоборот –
отталкиваясь от его расходов на «Фидомаркете». Основатель банка
«Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков не считает идеи Адарича
завиральными. «Главное – не проект, а люди, которые его делают, –
рассуждает Тиньков. – Если у них есть цель, задача и желание, то все у
них получится». Стратегия ТКС Адаричу тоже интересна, свой третий банк –
Евробанк – он собирается делать по модели Тинькова. «Адарич
– грамотный менеджер, который сможет воплотить эту идею в жизнь, хотя и
лепит несовместимое, – считает Корецкий. – Главное, чтобы ему хватило
денег». Адарич говорит, что планирует продать долю в бизнесе
иностранному IT-инвестору или вывести свой холдинг на IPO.
|