Глава государства одобрил повышение планки годового дохода для
работы упрощенцев по единому налогу с 3-5 млн грн до 20 млн грн и
введение годового отчетного периода по налогу на прибыль с ежемесячным
его авансированием для предприятий с годовым доходом более 10 млн грн.
Как сообщила пресс-служба главы государства, 8 августа 2012 года он
подписал соответствующий закон "О внесении изменений в Налоговый
кодекс", принятый Верховной Радой 5 июля.
Согласно закону, в новую пятую группу плательщиков единого
налога входят физлица-предприниматели, у которых работают до 20 человек,
а в шестую – юрлица с количеством наемных работников до 50. Для этих
двух новых групп ставка единого налога составляет 7% дохода в случае
уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и 10% - в случае включения
НДС в единый налог. В настоящее время к третьей группе относятся
физлица-предприниматели с числом наемных работников до 20 человек и
объемом дохода до 3 млн грн. Четвертая группа – это юрлица с доходами до
5 млн грн и числом работников до 50. Единый налог для обеих этих групп
составляет 3% или 5% в зависимости от уплаты НДС. Новым законом
устанавливается, что в случае выхода за предельные размеры доходов
представители третьей и четвертой групп могут в следующем году избрать
соответственно пятую и шестую. При этом за предыдущий год третья группа
должна уплатить налог за избыточный доход по ставке 15%, а четвертая –
по удвоенной ставке. Нарушители объемов дохода из пятой группы
должны будут обложить избыточный доход также по ставке 15%, а из шестой
группы – по удвоенной ставке, а в следующем году перейти на общую
систему налогообложения. Норма о ежемесячном авансировании налога
на прибыль вступает в силу с 1 января 2013 года. Законом также
отменяется обязанность плательщиков налога на прибыль подавать вместе с
декларацией перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов –
плательщиков единого налога, что должно упростить учет и отчетность. Согласно
документу, если налогоплательщик, который платит авансовый взнос, по
итогам первого квартала отчетного (налогового) года не получил прибыль
или получил убыток, он имеет право подать налоговую декларацию и
финансовую отчетность за первый квартал. Такой налогоплательщик не
осуществляет во втором-четвертом кварталах отчетного года авансовых
взносов, а налоговые обязательства определяет на основании налоговой
декларации по итогам первого полугодия, трех кварталов и за год. Налогоплательщик,
который не получил по итогам прошлого отчетного года прибыль, не
начислял налоговые обязательства и не имел базового показателя для
определения авансовых взносов в следующем году, но по итогам первого
квартала получает прибыль, обязан подать налоговую декларацию за первое
полугодие, три квартала и год для начисления и уплаты налоговых
обязательств. Закон, в ходе принятия которого во втором чтении
были внесены множественные правки, не имеющие ничего общего с его
названием, также лишает крупных налогоплательщиков, задекларировавших
убыток по итогам предыдущего отчетного (налогового) года, права на
возврат налога на добавленную стоимость (НДС) в автоматическом режиме. Помимо
того, документ содержит поправку, которой снижается с 15% до 5% налог
на доходы в виде дивидендов от иностранных источников, которые
включаются в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика. Закон
также вводит санкции против покупателей госимущества за возникновение
налоговых долгов и разрешает продавать билеты в скоростных поездах
"Интерсити+" (Hyundai) без взимания НДС, что удешевит их на 16,6%. Что
касается административной реформы и Государственной налоговой службы,
то документ лишает ведомство большинства функций и полномочий в сфере
нормативно-правового регулирования, передав их Министерству финансов и
другим государственным органам. В частности, формировать и утверждать
план-график проведения документальных плановых проверок, перечня рисков и
их разделения на степени риска, теперь будет Минфин. Кроме этого,
министерство будет определять формат и порядок предоставления в ходе
проверок налогоплательщиками документов должностным лицам ГНС, а также
устанавливать порядок рассрочки налогового долга и порядок списания
налогового долга. Законом предусмотрена передача Минфину и функции
утверждения форм налоговых деклараций и выполнения функции установления
порядка налогового учета и отчетности о результатах совместной
деятельности. Порядок контроля таможенными органами за уплатой
плательщиками НДС, акцизного и экологического налога, согласно закону,
будет устанавливаться Минфином, а не совместным решением Налоговой и
Таможенной служб. Кроме того, ранее подконтрольный ГНС единый
реестр налоговых накладных в электронном виде теперь будет вести Минфин,
а также принимать решение об изменении основного места учета
налогоплательщика. Минфин также будет определять порядок учета,
устанавливать перечень документов для взятия на учет и формы заявлений
по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков, а также определять
форму книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения. Одновременно
закон четче прописывает функции налоговой милиции. В частности, он
наделяет ее функцией сбора и анализа информации о нарушениях налогового
законодательства и прогнозирования тенденций развития негативных
процессов уголовного характера в сфере налогообложения.
|